Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений, предъявляют с каждым годом всё более высокие требования к их интеллекту.
Если навыки работы с конкретной техникой или оборудованием можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется.
Основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5-11 лет и запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.
Следовательно, обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы.
Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу и синтезу.
Умение для любой предметной области выделить систему понятий, представить их в виде совокупности значимых признаков, описать алгоритмы типичных действий улучшает ориентацию человека в этой предметной области и свидетельствует о его развитом логическом мышлении.
Курс информатики в начальной школе вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общей культуры ребёнка.
Использование этого методического пособия способствует развитию познавательных процессов, способностей к анализу и синтезу, воспитанию настойчивости, организованности, аккуратности, навыков здорового образа жизни, развитию культуры общения, творческого и рационального подхода к решению задач.
Практические задания, предлагаемые в данном пособии, направлены на развитие внимания памяти, логического мышления, креативности.
Так, например: упражнения «Найди отличия», «Перепутанные линии», «Наложенные изображения», «Расставь знаки», «Точки», «Рассмотри через отверстие» развивают концентрацию и точность внимания, целостность восприятия, переключаемость внимания, сосредоточенность.
На развитие всех видов памяти направлены задания «Смысловые пары», «Посмотри и назови», «Запомни предложение» и многие другие.
Логическое и творческое мышление развивают игры «Исключи лишнее», «Продолжи ряд», «Аналогии», «Подбери рифму, «Кляксы», и т.д.
А такие игры как «Рыбка», «Ай,да я», «Лимончик», «Черепашки» просто необходимы при формировании саморегуляции и самоконтроля, для успешной релаксации, не говоря уже о пальчиковой гимнастике – неотъемлемому атрибуту любого урока.
Особенности младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей.
Вначале у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения.
Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний.
Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом.
Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.
Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.
Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.
Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание.
Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.
Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения.
Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления.
В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.
Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.
Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения.
На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Обучение развивает школьников, прежде всего своим содержанием. Однако содержание обучения по-разному усваивается школьниками и влияет на их развитие в зависимости от метода обучения.
Методы обучения должны предусматривать построение на каждом этапе обучения и по каждому предмету системы усложняющихся учебных задач, формирование необходимых для их решения действий (мыслительных, речевых, перцептивных и т, д.),
превращение этих действий в операции более сложных действий, образование обобщений и их применение к новым конкретным ситуациям.
Обучение тем успешнее ведет за собой развитие, чем более целенаправленно.
Обучение побуждает учащихся к анализу объектов, осознанию их отдельных свойств и своих действий с ними, выделению существенных признаков объектов, овладению мерами оценки отдельных их параметров, выработке способов классификации объектов, образованию обобщений и их конкретизации, осознанию общего в своих действиях при решении различных видов задач и т. п.
Примерная структура занятия выглядит следующим образом.
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (6-8 мин)
3. Объяснение нового материала.(8-10 мин)
4. Работа в тетради (3-5 мин)
5. Физкультминутка (1-2 мин)
6. Работа за компьютером (5-8 мин)
7. Релаксационные упражнения. Зарядка для глаз (2-3 мин)
7. Подведение итогов занятия (1 мин)
Необходимо отметить, что если занятие с дошкольниками проходит в форме игры, путешествия и т.д., то структура занятия может быть не ярко выраженной.
Главное, чтобы дети не устали, получили положительные эмоции и хотели прийти на следующее занятие.
Апробация в школе.
Данное методическое пособие используется для обучения в течение семи лет. Учащиеся проявляют активный интерес к предмету.
Владеют изученной терминологией, имеют начальные навыки использования компьютерной техники, умеют запускать и работать в простейших прикладных программах.
Основные приемы обучения - играя, развивать логический стиль мышления, различные виды памяти и внимание.
Опыт работы доказывает, что успех приходит к каждому ребенку, так как работа ведется с учетом психофизиологических особенностей младших школьников.
Опыт показал, что в период адаптации школьника уроки развития могут наряду с учебными целями и задачами решать и проблемы социальной адаптации путем коррекции.
Это достигается путем глубокого мониторинга ученика и применения широкого круга развивающих компьютерных программ и психологических заданий.
|